наши услуги
Наши новости
Полезная информация

Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов

Оценка интеллектуальной собственности

Общие критерии и смысл оценки интеллектуальной собственности

 Оценка стоимости интеллектуальной собственности и формирования стратегии управления предприятием на базе его нематериальных активов — та проблема, необходимость решения которой ни у кого не вызывает сомнений. Оценка интеллектуальной собственности по сей день остается одной из самых сложных и глубоких проблем теории и практики не только российского, но и мирового высокотехнологического бизнеса.

Смысл интеллектуальной собственности в бизнесе состоит в том, что она обеспечивает монополию на используемые технические, технологические решения, а также на отдельные авторские произведения. Это, пожалуй, единственная монополия в бизнесе, всячески поощряемая международным законодательством и мировой общественностью.

 Вы можете более подробно узнать о следующих видах интеллектуальной собственности:

Оценка лицензий

Оценка товарного знака

Оценка гудвилла или деловой репутации

Оценка патента

Оценка бренда

Оценка ноу-хау

Оценка для МСФО

Оценка авторского права

 Наша оценочная компания также оценивает объекты промышленной интеллектуальной собственности:

Оценка изобретения;

Оценка промышленных образцов;

Оценка полезной модели;

Оценка фирменного наименования;

Оценка наименования мест происхождения товара;

Оценка средств борьбы против недобросовестной конкуренции, включая ноу-хау как секреты производства;

Оценка селекционных достижений;

 

И объекты интеллектуальной собственности авторского права и смежных прав:

Оценка произведения науки, литературы и искусства;

Оценка программы для ЭВМ и базы данных;

Оценка топологии интегральных микросхем.

 

Оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов позволяет наряду с подтверждением права собственности поставить ее объекты на баланс предприятия в качестве активов. Такая оценка дает возможность производить амортизацию интеллектуальной собственности и тем самым формировать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции.

Оценка стоимости прав на различные объекты интеллектуальной собственности, используемые для различных целей, имеет свою специфику. Она в корне отличается от оценки стоимости недвижимости, оценки машин и оборудования. При этом не всегда удается определить, насколько широки возможности использования конкретного объекта в производстве, насколько велико его влияние на доходность этого производства и на рост стоимости предприятия. Поэтому оценка даже двух одинаковых объектов интеллектуальной собственности допускает довольно большие расхождения.

 По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Такое положение дел ведет к тому, что оценка подобных активов и оценка иных объектов интеллектуальной собственности становится жизненно необходима.

Законодательство об оценке интеллектуальной собственности

Оценка нематериальных активов

Оценка нематериальных активов делится на четыре основных раздела:

промышленную собственность — патенты на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки, свидетельства на знаки обслуживания;

объекты авторского права и смежных прав — произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;

информация, представляющая коммерческую тайну — ноу-хау — т. е. знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие приносить доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.

имущественные права включают права пользования землей, водными и другими природными ресурсами, недрами, имуществом и т.п.

 

К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:

исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименований места происхождения товаров;

имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

 

К нематериальным активам также относятся:

не имеющие материально-вещественной (физической) структуры,

идентифицируемые от другого имущества предприятия,

используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд предприятия,

используемые в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев),

способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем,

имеющие надлежащие оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки и т.д.)

 

Наиболее часто оценка нематериальных активов проводится для следующих целей:

при определении стоимости вклада в уставный капитал;

при инвентаризации (учете) и введении оценки интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

для оптимизации выплат налога на имущество;

при выдаче кредита под залог исключительных прав;

для привлечения инвесторов и других операций;

при разрешении конфликтов при использовании оценки интеллектуальной собственности, в т.ч. при определении

ущерба вследствие нарушения исключительных прав на нематериальные активы;

при уступке прав на объект интеллектуальной собственности и выдаче лицензий на их использование.

 При проведении оценочной экспертизы Вы можете заказать оценщику определение одного или нескольких видов стоимости объекта:

рыночной стоимости — наиболее вероятной стоимости объекта при его продаже на открытом рынке;

восстановительной стоимости — суммы затрат в рыночных ценах на создание объекта. Определение различных видов стоимости при оценке нематериальных активов даст Вам объективную информацию о реальной цене объекта и, возможно, будет полезна при принятии управленческих решений.

 Оценка товарного знака

 Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.

Безусловно, наиболее важными характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. В конечном случае все эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Во многих случаях стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании и быть мощным инструментом в конкурентной борьбе за потребителя.

Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.

По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака возрастает, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы. Оценка товарного знака компании положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов. Оценка товарного знака — это чаще всего оценка его репутации или гудвилла. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).